ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2[2]А-199/2022 от 27.09.2022 Ясненского районного суда (Оренбургская область)

УИД 56RS0044-02-2022-000292-96

Дело № 2(2)а-199/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Светлый 27 сентября 2022 года

Ясненский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Малофеевой Ю.А.,

при секретаре Быстровой В.И.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Светлинского района Оренбургской области Бузаевой О.А.,

представителя административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Светлинского района Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Светлинский район Оренбургской области к администрации муниципального образования Светлинский поссовет Светлинского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по оформлению в муниципальную собственность и обязании устранить выявленные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Светлинского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указав, что прокуратурой Светлинского района проведена проверка соблюдения законодательства о расходовании бюджетных средств и использования муниципальной собственности в деятельности муниципального образования «Светлинский поссовет» (далее – МО «Светлинский поссовет»). В ходе проверки установлено, что на территории населенного пункта /адрес/ МО «Светлинский поссовет» вдоль проезжей части по /адрес/, расположен тротуар (пешеходная дорожка) длиной 60 метров и шириной 1 метр, связывающая многоквартирные дома, расположенные по /адрес/, Пролетарская, 3, Советская, 3 с центральной частью /адрес/ до /адрес/ сведениям публичный кадастровой карты земельный участок на котором расположен тротуар (пешеходная дорожка) относится к территории населенного пункта. Таким образом, данное сооружение является линейным объектом недвижимости и подлежит регистрации и учету в реестре муниципального имущества. Органом местного самоуправления не принимается мер по оформлению (постановке на кадастровый учет линейного объекта недвижимости) и включения его в реестр муниципального имущества с целью надлежащего учета и дальнейшей эксплуатации элемента улично-дорожной сети. Также прокуратурой района установлено, что участок тротуара (пешеходной дорожки) расположенный вдоль проезжей части по /адрес/, длиной 60 метров между МКД /адрес/ не имеет организованного уличного освещения в темное время суток в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 55844-2013». Отсутствие уличного освещения в темное время суток и непроведение длительного периода текущего и капитального ремонта пешеходного тротуара нарушает права неопределенного круга лиц, жителей микрорайона по /адрес/. на проживание в условиях современной комфортной городской среды.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Светлинский поссовет» по непринятию мер по оформлению в муниципальную собственность тротуара (пешеходной дорожки) расположенного вдоль проезжей части по /адрес/, длиной 60 метров между домами по /адрес//адрес/ организации освещения данной пешеходной зоны.

Обязать администрацию муниципального образования «Светлинский поссовет» в срок до 01 ноября 2022 года обратиться в администрацию Светлинского района для получения документов об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, принять в муниципальную собственность и включить в реестр муниципальной собственности объект недвижимости – тротуара (пешеходной дорожки) расположенного вдоль проезжей части по /адрес/, длиной 60 метров между домами по /адрес//адрес/.

Обязать администрацию муниципального образования «Светлинский поссовет» в срок до дд.мм.гг. установить уличное освещение тротуара (переходной дорожки) расположенного вдоль проезжей части по /адрес/, длиной 60 метров между домами по /адрес//адрес/ соответствии с требованиями «ГОСТ Р 55844-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное дорог и пешеходных зон. Нормы» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 1784-ст), "ГОСТ Р 55706-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от дд.мм.гг.-ст) и другими требованиями.

Обязать администрацию муниципального образования «Светлинский поссовет» в срок до дд.мм.гг. произвести ремонт тротуара (переходной дорожки) расположенного вдоль проезжей части по /адрес/, длиной 60 метров между домами по /адрес//адрес/ соответствии с требованиями "ГЭСНр-2020. ГЭСНр 81-02-2020. ГЭСНр 81-02-68-2020. Государственные сметные нормативы. Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы. Сборник 68. Благоустройство" (утв. Приказом Минстроя России от 26.12.2019 № 875/пр) (ред. от 14.10.2021).

Определением Ясненского районного суда Оренбургской области от 15 сентября 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования Светлинский район Оренбургской области.

Административный истец помощник прокурора Светлинского района Оренбургской области Бузаева О.А., в судебном заседании заявленные требования поддержала, настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации МО Светлинский поссовет Светлинского района Оренбургской области ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения административных исковых требований прокурора, возражала против срока установления уличного освещения.

Представитель заинтересованного лица – администрации МО Светлинский район Оренбургской области, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.

Учитывая, что данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства, не представлено, суд на основании ст.150-152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотреть настоящее административное дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

На основании части 1 статьи 39 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст.ст.12, 130-132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, решают вопросы местного значения.

Статьей 4 Закона Оренбургской области от 13.01.2005 № 1775/304-III–ОЗ «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» предусмотрено, что перечень вопросов местного значения сельского поселения, муниципального района, городского округа определен Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 50 Закона № 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться указанное в частях 2-4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно ч. 2 ст. 49 Закона № 131-ФЗ, муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

В соответствии со статьей 5 Устава МО «Светлинский поссовет» к вопросам местного значения администрации МО «Светлинский поссовет» относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности МО «Светлинский поссовет».

Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности, в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом (ст. 8 Гражданского кодекса РФ) (далее – ГК РФ).

Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (ч.1 ст. 223 ГК РФ).

Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК РФ).

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью в соответствии со статьей 215 ГК РФ. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с положениями ст.ст. 294, 296 ГК РФ.

На основании ч. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 51 Закона № 131-ФЗ).

Согласно п. 2 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 № 424 предусмотрены правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества. Объектами учета в реестрах являются:

- находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости);

- находящееся в муниципальной собственности движимое имущество,

В отношении объектов казны муниципальных образований сведения об объектах учета и записи об изменении сведений о них вносятся в реестр на основании надлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих приобретение муниципальным образованием имущества, возникновение, изменение, прекращение права муниципальной собственности на имущество, изменений сведений об объектах учета. Копии указанных документов предоставляются в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра (должностному лицу такого органа, ответственному за ведение реестра), в 2-недельный срок с момента возникновения, изменения или прекращения права муниципального образования на имущество (изменения сведений об объекте учета) должностными лицами органов местного самоуправления, ответственными за оформление соответствующих документов (п. 6 Порядка).

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Светлинского района на основании решения прокурора района от дд.мм.гг. проведена проверка соблюдения законодательства о расходовании бюджетных средств и использования муниципальной собственности в деятельности муниципального образования «Светлинский поссовет». В ходе проверки установлено, что на территории населенного пункта /адрес/ МО «Светлинский поссовет» вдоль проезжей части по /адрес/, расположен тротуар (пешеходная дорожка) длиной 60 метров и шириной 1 метр, связывающая многоквартирные дома, расположенные по /адрес/ с центральной частью /адрес/ до /адрес/, что подтверждается актом осмотра объекта недвижимости от дд.мм.гг..

По общему правилу линейные объекты являются недвижимостью, так как они относятся к сооружениям. Сооружения являются недвижимыми вещами (п. 1 ст. 141.3 ГК РФ). При этом объект прочно связаны с землей, а его перемещение невозможно без несоразмерного ущерба его назначению (п. 1 ст. 130 ГК, п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ).

Согласно сведениям публичный кадастровой карты земельный участок на котором расположен тротуар (пешеходная дорожка) относится к территории населенного пункта.

Таким образом, данное сооружение является линейным объектом недвижимости и подлежит регистрации и учету в реестре муниципального имущества.

В нарушение указанных требований органом местного самоуправления не мер по оформлению (постановке на кадастровый учет линейного объекта недвижимости) и включения его в реестр муниципального имущества с целью надлежащего учета и дальнейшей эксплуатации элемента улично-дорожной сети.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения относится в том числе организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 и п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц). В связи с этим организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Благоустройство территории, согласно п. 36 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений могут быть урегулированы Правилами благоустройства территории муниципального образования.

Согласно Уставу муниципального образования Светлинский поссовет Светлинского района Оренбургской области к полномочиям муниципального образования также отнесена обязанность организовать подачу коммунальных услуг и обеспечить мероприятия по благоустройству территории.

Решением Совета депутатов от дд.мм.гг. (с изменениями и дополнениями) утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования Светлинский поссовет Светлинского района Оренбургской области (далее – Правила). Согласно п.п. 2.8, 2.8.3 Функциональное освещение осуществляется стационарными установками освещения дорожных покрытий и пространств в транспортных и пешеходных зонах.

Работы по содержанию объектов благоустройства включают: 1) ежедневный осмотр всех объектов благоустройства (ограждений, зеленых насаждений, бордюров, пешеходных дорожек, малых архитектурных форм, устройств наружного освещения и подсветки и т.д.), расположенных на соответствующей территории, для своевременного выявления неисправностей и иных несоответствий требованиям нормативных актов; 2) исправление повреждений отдельных объектов благоустройства при необходимости (п. 9.7. Правил).

Работы по ремонту (текущему, капитальному) объектов благоустройства включают восстановление объектов наружного освещения, окраску опор наружного освещения по мере необходимости, но не реже одного раза в два года (п. 9.8 Правил).

Контроль за соблюдением и исполнением Правил благоустройства осуществляется путем проведения общественного и административного контроля (п. 10.1 Правил).

Согласно п. 3.1 "ГОСТ Р 55706-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.11.2013 № 1360-ст) (далее – ГОСТ Р 55706-2013) улично-дорожная сеть: совокупность улиц, дорог, проездов, площадей и пешеходные пространства в пределах территории населенного пункта.

Утилитарное наружное освещение: стационарное освещение, обеспечивающее безопасное и комфортное движение транспортных средств и пешеходов на дорогах, улицах, велосипедных дорожках и в пешеходных зонах парков и скверов в темное время суток (п. 3.10 ГОСТ Р 55706-2013).

Тротуары, отделенные от проезжей части дорог и улиц; основные проезды микрорайонов, подъезды, подходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений имеют класс освещения П4 (п. 4.2 ГОСТ Р 55706-2013).

Согласно ГОСТ Р 55844-2013 Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное дорог и пешеходных зон. Нормы (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 1784-ст) (далее – ГОСТ Р 55844-2013) Настоящий стандарт распространяется на утилитарное наружное освещение объектов улично-дорожной сети и устанавливает нормы освещения дорог и пешеходных зон в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов.

В соответствии с п. 3.1. ГОСТ Р 55844-2013 освещение должно обеспечивать распознавание дорожной разметки и различных знаков, а в пешеходных зонах - распознавание лиц прохожих.

На территориях жилых районов используют опоры высотой 4 - 9 м с осветительными приборами консольного или торшерного способа установки, а также подвесные осветительные приборы (п. 3.5. ГОСТ Р 55844-2013).

Согласно п. 4.22 "СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75" (утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 972/пр) (ред. от 23.12.2019) При размещении элементов освещения следует:

- предельную высоту опор определять светотехническим расчетом;

- использовать энергоэффективные светильники, не загрязняющие атмосферу (в том числе с электроснабжением от солнечных батарей).

Для освещения территории пешеходных улиц, площадей, тротуаров рекомендуется применять преимущественно теплый свет.

Размещение осветительных приборов на опорах следует принимать с учетом требований СП 52.13330 и СП 323.1325800.

Из п. 6.9.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 года № 1245-ст), следует, что дефекты стационарного электрического освещения устраняют в сроки, приведенные в таблице 6.8 указанного документа. В соответствии с таблицей 6.8 данного ГОСТа отказ в работе наружных осветительных установок устраняется в течение суток.

Также, прокуратурой района установлено, что участок тротуара (пешеходной дорожки) расположенный вдоль проезжей части по /адрес/, длиной 60 метров между МКД /адрес/ не имеет организованного уличного освещения в темное время суток в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 55844-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное дорог и пешеходных зон. Нормы» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 1784-ст), что подтверждается приложенными к административному исковому заявлению фотографиями.

Согласно п 3.35а «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр) (ред. от 31.05.2022) тротуар: территория улиц и дорог, сформированная вдоль проезжей части, входящая в состав поперечного профиля улиц, отделенная бортовым камнем и приподнятая над проезжей частью или обозначенная разметкой (или отделенная другим способом), предназначенная для движения пешеходов, размещения опор освещения, элементов благоустройства, озеленения.

На улицах и дорогах местного значения расчетная ширина пешеходной части тротуара принимается 2,25 м (кратная 0,75 м) (п. 15 СП 42.13330.2016).

В соответствии с п. 4.5.1.7 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст) обустройства автомобильных дорог ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1,0 м.

Согласно «ГЭСНр-2020. ГЭСНр 81-02-2020. ГЭСНр 81-02-68-2020. Государственные сметные нормативы. Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы. Сборник 68. Благоустройство» (утв. Приказом Минстроя России от 26.12.2019 № 875/пр) в состав работ по ремонту тротуаров из литого асфальта входит: разломка и обрубка краев асфальтобетона на поврежденных площадках, россыпь дополнительного слоя щебня и высевок с разравниванием и уплотнением, укладка с разравниванием асфальтобетонной смеси с уплотнением, посыпка отремонтированных мест песком, затирка трамбовкой.

Отсутствие уличного освещения в темное время суток и непроведение длительного периода текущего и капитального ремонта пешеходного тротуара нарушает права неопределенного круга лиц, жителей микрорайона по /адрес/, на проживание в условиях современной комфортной городской среды.

Однако, суд устанавливает срок для установления уличного освещения тротуара (переходной дорожки), расположенного вдоль проезжей части по /адрес/, длиной 60 метров между домами по /адрес//адрес/ соответствии с требованиями ГОСТ до 01 апреля 2023 года.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований прокурора Светлинского района к администрации МО Светлинский поссовет Светлинского района Оренбургской области в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Светлинского района Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Светлинский район Оренбургской области к администрации муниципального образования Светлинский поссовет Светлинского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по оформлению в муниципальную собственность и обязании устранить выявленные нарушения, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Светлинский поссовет» по непринятию мер по оформлению в муниципальную собственность тротуара (пешеходной дорожки) расположенного вдоль проезжей части по /адрес/, длиной 60 метров между домами по /адрес//адрес/ организации освещения данной пешеходной зоны.

Обязать администрацию муниципального образования «Светлинский поссовет» в срок до 01 ноября 2022 года обратиться в администрацию /адрес/ для получения документов об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, принять в муниципальную собственность и включить в реестр муниципальной собственности объект недвижимости – тротуара (пешеходной дорожки) расположенного вдоль проезжей части по /адрес/, длиной 60 метров между домами по /адрес//адрес/.

Обязать администрацию муниципального образования «Светлинский поссовет» в срок до 01 апреля 2023 года установить уличное освещение тротуара (переходной дорожки) расположенного вдоль проезжей части по /адрес/, длиной 60 метров между домами по /адрес//адрес/ соответствии с требованиями «ГОСТ Р 55844-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное дорог и пешеходных зон. Нормы» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 1784-ст), "ГОСТ Р 55706-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.11.2013 № 1360-ст) и другими требованиями.

Обязать администрацию муниципального образования «Светлинский поссовет» в срок до 01 сентября 2023 года произвести ремонт тротуара (переходной дорожки) расположенного вдоль проезжей части по /адрес/, длиной 60 метров между домами по /адрес//адрес/ соответствии с требованиями "ГЭСНр-2020. ГЭСНр 81-02-2020. ГЭСНр 81-02-68-2020. Государственные сметные нормативы. Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы. Сборник 68. Благоустройство" (утв. Приказом Минстроя России от 26.12.2019 № 875/пр) (ред. от 14.10.2021).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Ясненский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:

В окончательной форме решение принято судом 27.09.2022 года.

Судья: